Баллада М. Ю. Лермонтова «Три пальмы
Автор учебника и УМК: А. Г. Кутузова
Тип урока: вопрос — изучения и закрепления новых знаний
Цель урока: изделие условий, при которых дети, познакомившись и проанализировав стихотворение М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», смогли постичь идею этого произведения, выявив главный побуждение творчества Лермонтова – цель к гармонии во всём, в том числе среди человеком и природой.
Задачи урока:
Образовательный аспект:
Познакомиться с балладой М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», расширить и углубить представления учащихся о балладе как лироэпическом жанре поэзии, выявить художественное своеобразие баллады.
Развивающий аспект:
развивать диатриба учащихся, знание сформулировать свою мысль, выразить своё действие от прочитанного.
Воспитательный аспект:
Пробуждать и помогать барыш к чтению художественной литературы, воспитывать и утверждать старание к знакомству с литературным наследием, побудить учащихся задуматься о нравственных проблемах – вопросах смысла жизни, назначения человека, его взаимоотношениях с природой.
Оборудование: Портрет Лермонтова, словари, презентация урока (слайды), звукозапись, около каждого ученика – текст стихотворения, разноуровневые вопросы, назидательный материал.
Автор учебника и УМК: А. Г. Кутузова
Тип урока: предупреждение — изучения и закрепления новых знаний
Цель урока: изделие условий, при которых дети, познакомившись и проанализировав стихотворение М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», смогли постичь идею этого произведения, выявив главный причина творчества Лермонтова – желание к гармонии во всём, в том числе посреди человеком и природой.
Задачи урока:
Образовательный аспект:
Познакомиться с балладой М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», расширить и углубить представления учащихся о балладе как лироэпическом жанре поэзии, выявить художественное своеобразие баллады.
Развивающий аспект:
развивать рацея учащихся, способность сформулировать свою мысль, выразить своё действие от прочитанного.
Воспитательный аспект:
Пробуждать и помогать барыш к чтению художественной литературы, воспитывать и утверждать желание к знакомству с литературным наследием, побудить учащихся задуматься о нравственных проблемах – вопросах смысла жизни, назначения человека, его взаимоотношениях с природой.
Оборудование: Портрет Лермонтова, словари, презентация урока (слайды), звукозапись, около каждого ученика – текст стихотворения, разноуровневые вопросы, назидательный материал.
Проект урока
Этапы урока |
Вид деятельности учителя |
Вид деятельности ученика |
Время |
Организационный момент |
Сообщение учителя о целях и задачах урока |
Слушание Знакомство с разноуровневыми заданиями |
2 мин
1 мин |
Презентация. |
Сообщение учителя |
Слушание |
5 мин |
Самостоятельная работа |
Помощь в выполнении разноуровневых заданий |
Выполнение разноуровневых заданий |
25 мин |
Мини-семинар |
Работа по обобщению изученного (презентация ) |
Выступления по проблемным вопросам |
10 мин |
Подведение итогов работы |
Суждения учащихся о достигнутых результатах |
|
2 мин |
ХОД УРОКА
- Повторение пройденного.
Чей изображение изображён до вами?
Обратите почтение на широкий, возвышенный лоб поэта – доказательство огромного ума, на удивительно сильный и сразу приниженный взгляд. знак времени мы видим в этих выразительных глазах. о чем думал баян Что хотел этим говорить Мы узнаем об этом, читая его стихотворения, анализируя каждую строку.
- Сообщение темы урока.
Поэт не просто любил природу. Картины её оживали в его воображении и становились волшебными. певец слышал, «как знаменитый со звездою говорит», ручей рассказывает ему «про родимый край, откуда мчится он; «ландыш серебристый приветливо кивает головой». Но изображение природы В любое время говорит о судьбе человека, о его стремлениях и страданиях.
ныне на уроке мы познакомимся с опять одним произведением Лермонтова. Называется оно «Три пальмы».
Это детище имеет подзаголовок «восточное сказание». как вы думаете почему? Что такое сказка Какие синонимы мы можем подобрать к слову «сказание»? (легенда, предание)
— Вспомните, как называется такой стиль стихотворений на легендарную или же сказочную тему? (баллада)
— К какому же жанру мы отнесём стихотворение Лермонтова «Три пальмы»? Что такое баллада? (баллада).
3. приготовление к восприятию (звучит восточная мелодия).
Презентация.
4 СЛАЙД
Перенесёмся мысленно на Аравийскую землю (карта). Где это? (пустыня на Аравийском полуострове, на юге материка Евразия).
— Что вы можете говорить о природе этих мест? (жарко, знойно, пески, сухо) 5 СЛАЙД
— Какой язык проживает в этих местах? (арабы) 6 СЛАЙД
— как по-арабски будит всадник? (фарис)
— как здесь передвигаются человеки 7 СЛАЙД
Караван – это разряд вьючных животных (верблюдов, ослов, иногда – лошадей), перевозящих грузы и людей главным образом в пустынных районах.
Но вкушать в мире песков живое место, где растут шикарные деревья, журчит нравиться вода. как оно называется? (оазис) 8 СЛАЙД
Оазис – согласный около естественного водоёма островок растительности в пустыне.
— Какие деревья там растут?
— Что даёт силы подняться этим красивым деревьям?
Вот в такое прекрасное поприще переносит нас Лермонтов в своей балладе «Три пальмы». 9 СЛАЙД
4. Чтение баллады (звукозапись)
5. разговор опосля восприятия.
Что поразило вас в стихотворении?
II. дело учащихся
Самостоятельная произведение учащихся с разноуровневыми заданиями.
Уровень «3»
Карточка 1
Чтение стихотворения учащимися
- Работа со словарём
Задание: абонировать в тетрадь определения изобразительных поэтических средств: эпитет, олицетворение, сравнение, метафора.
- Какой еда использует творец в балладе?
(Эпитеты, олицетворение) (Эпитет — одно из изобразительных поэтических средств — определение, прилагаемое к названию предмета для большей образности (лит.), олицетворение -поэтический троп, состоящий в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства и признаки одушевленных (напр. приношение речи и т. п.; лит.).)
- Какие пальмы? («гордые», «роскошные листья», «сень зелёных листов»)
- Почему пальмы называются гордыми? Кого дозволено назвать гордым? (Исполненный гордости, чувства своего достоинства, сознающий свое превосходство, надменный, высокомерный, который ставит себя самого выше прочих, самолюбивый)
Карточка 2
- Какой видит творец остальную природу? («лучи знойные», «пески летучие», «почва бесплодная», «ручей звучный», «хранимый»)
- Что вероятно ручей для пальм, а пальмы для ручья?
- Почему стали ворчать на Бога три пальмы? («На то мы родились, чтоб здесь вянуть бес пользы в пустыне росли и цвели мы…»
Карточка 3
- Каково охота трёх пальм? продолжаться кому-то нужным, доход пользу, тешить — таково готовность «гордых пальм», хранящих «под сенью зелёных листов» холодную воду родника).
- Как вы считаете, признаться сказать ли они не принесли никому пользы?
- Какова занятие олицетворения? (олицетворение показывает, что перо в стихотворении соглашаться не просто о пальмах. В описании пальм дозволительно понимать образы людей, которые недовольны своей жизнью. Они хотят лежать полезными для людей, хотят почитать им свою прохладу, приводить в восторг взгляд своей красотой.)
Уровень «4»
Карточка 1
- А сейчас посмотрим, как творец изображает караван? Почему Лермонтов да подробно описывает караван? как дозволительно назвать такое изображение (живописное)
- Прочитайте, как отнеслись пальмы к гостям? (•«гордо кивая махровой главою»)
- Как повели себя человеки как дозволительно назвать такой поступок?
Карточка 2
- Как вы понимаете вид «питомцы столетий»? (пальмы росли не мало веков)
- Как вы думаете, кого называет Лермонтов «малые дети»? ( человеки — малые дети, творец хотел внимание маленькое пространство человека в природе)
- Какой способ использует Лермонтов, рисуя картину гибели пальм? (метафора — путь речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-н. аналогии, сходства, листья сравниваются с одеждой, стволы с телами.)
Карточка 3
- Что осталось от пальм?
- С чем сравнивает творец пепел, оставшийся от пальм? Почему? (ничего не осталось от гордых деревьев, только незначительный след)
- Какую картину рисует накануне нами баян (полное разорение, погибающий родник)
Уровень «5»
Карточка 1
- Какова же главная мнение этого произведения?
- Почему это стихотворение современно и теперь
- Какие известные вам произведения поднимают тему «Человек природа?
111. Мини-семинар
- Что осталось от пальм?
- С чем сравнивает творец пепел, оставшийся от пальм? Почему? (ничего не осталось от гордых деревьев, только ничтожный след)
- Сравните первую и последнюю строфу. Что противопоставляет песнопевец (красота и счастье оазиса до прихода людей – разорение, которое оставили опосля себя люди.)
- О чем мечтали пальмы до прихода каравана? Олицетворение показывает, что стиль в стихотворении соглашаться не просто о пальмах. В описании пальм дозволено понимать образы людей, которые недовольны своей жизнью. Пальмы хотят составлять полезными для людей, хотят почитать им свою прохладу и веселить взгляд своей красотой
Обобщение учителя.
Мы уже поняли, что тост соглашаться о человеческой жизни, о людях, их выборе. Перечитаем происхождение стихотворения:
Три гордые пальмы высоко росли…
Гордым пальмам мало толкать(ся) просто высокими, то кушать рослыми, они хотели высокой жизни. как вы понимаете это вид – «высокая жизнь»?
(Уместно будит вспомнить вид «достойная жизнь». житье для себя достойной не назовешь.)
Но цель к достойной жизни привело пальмы к гибели. да как же надобно жить?
Смысл жизни – это и снедать первенствующий урок философии (посмотрим опять раз на тему урока).
Какой протест дает Лермонтов?
Пальмы сделали подобающий выбор. Но баян честный предупреждает: населять заслуга – это весьма трудно. если приносишь себя в жертву, не жди благодарности. человеки могут и не выговаривать твоей жертвы. Но истинное благо В любое время бескорыстно.
потреблять в балладе Лермонтова аспект, что приобрел особое разум в наши дни: «питомцы столетий» погибли в одно мгновение. как хрупка жизнь, как свободно ее погубить!
Постарайтесь привести свои примеры, перекликающиеся с балладой Лермонтова.
Дети обычно говорят о бесчеловечном отношении людей к природе, приятель к другу, исходя из собственных наблюдений, из телепередач, газетных публикаций.
Ценность жизни – это одинаковый философская тема…
IV. Подведем итоги. да что же нового внес Лермонтов в развитие жанра баллады?
Короткая запись. Лермонтов наполнил балладу философским содержанием, то потреблять поставил в ней вечные вопросы жизни.
— Карта успеха (выставление оценок)
V. Домашнее задание.
- Перечитаем балладу в соответствии с новым ее пониманием.
- Нарисовать рисунки к балладе М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»
Скачать презентацию к уроку
Гарус Валентина Николаевна
ментор русского языка и литературы
МОУ «Кушмангортская ООШ»
Valentina_garus@mail.ru