Близнецовый метод исследования в генетике человека
Автор учебника и УМК
Биология. Общая биология. 10 – 11 классы: книга для общеобразоват. Учреждений: профил. Уровень, П.М. Бородин, Л.В. Высоцкая, Г.М. Дымшиц и др.
Цели урока:
- Образовательная цель: выучить содержание и важность близнецового порядок генетики человека, познавать возникновение терминов: близнецы, дизиготные и монозиготные близнецы, сиамские близнецы, конкордантность, дискордантность.
- Воспитательная цель: наказывать достоинство материальных основ наследственности и окружающей среды в формировании биологических особенностей и социальных бес обида человека.
- Развивающая цель: научить определять задачи с использованием формулы Хольцингера.
Оборудование: компьютерный класс, презентация, карточки с заданиями.
Автор учебника и УМК
Биология. Общая биология. 10 – 11 классы: книга для общеобразоват. Учреждений: профил. Уровень, П.М. Бородин, Л.В. Высоцкая, Г.М. Дымшиц и др.
Цели урока:
- Образовательная цель: учить вещество и авторитет близнецового способ генетики человека, вникнуть возникновение терминов: близнецы, дизиготные и монозиготные близнецы, сиамские близнецы, конкордантность, дискордантность.
- Воспитательная цель: читать смысл материальных основ наследственности и окружающей среды в формировании биологических особенностей и социальных бес сплетня человека.
- Развивающая цель: научить замышлять задачи с использованием формулы Хольцингера.
Оборудование: компьютерный класс, презентация, карточки с заданиями.
Этапы урока |
Время (мин.) |
Деятельность |
|
учителя |
учащихся |
||
1. Организационный |
1 |
Формулирует тему и мета урока (слайд 1,2) |
Постановка цели урока каждым учащимся |
2. приготовление к выполнению самостоятельной работы |
1 |
Инструктирует учащихся |
Слушают учителя |
3. Самостоятельная работа |
28 |
Задания зa «3» — на слайде презентации (слайд 3) |
Индивидуальная подвиг по заданию |
4. испытание выполнения работы |
13 |
Слушает учащихся, задает уточняющие вопросы, обобщает назидательный материя (слайд 4 – 12) |
Ответы учащихся на вопросы |
5. Итоги урока, выводы по уроку, домашнее задание |
2 |
Уточняет формулировки выводов по уроку, раздает карточки с домашними заданиями желающим учащимся |
Формулируют выводы, получают индивидуальные домашние задания (по желанию) |
Тема: Близнецовый метод исследования в генетике человека
Цель: понять сущность, разум близнецового порядок генетики человека, догадываться основание терминов: близнецы, дизиготные и монозиготные близнецы, сиамские близнецы, конкордантность, дискордантность.
Задание: выучить § 48. Выполнить задания:
на «3»
Ответить на вопросы:
1. Дайте приговор биологическим понятиям: дизиготные и монозиготные близнецы, сиамские близнецы, конкордантность, дискордантность.
2. В чем заключается близнецовый метод исследования генетики человека? который впервые применил сей метод для изучения генетики человека?
3. Каково важность близнецового способ для изучения генетики человека?
на «4»
- Составьте сравнительную таблицу «Монозиготные и дизиготные близнецы»
Вопросы |
Монозиготные близнецы |
Дизиготные близнецы |
Время рождения |
|
|
Количество яйцеклеток, из которых развиваются близнецы |
|
|
Количество сперматозоидов, участвующих в оплодотворении |
|
|
Степень сходства генотипа |
|
|
Пол близнецов |
|
|
Причина появления |
|
|
на «4»
- Составьте сравнительную таблицу «Монозиготные и дизиготные близнецы»
Вопросы |
Монозиготные близнецы |
Дизиготные близнецы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на «4»
Изучите информацию, представленную в таблице на рис. 145 и таблице, приведенной ниже, и ответьте на вопрос: Каким образом дозволено определить относительную занятие генотипа и среды в формировании признаков около человека? Какие признаки в большей степени зависят от генотипа, а какие – от среды?
на «4»
Составить кроссворд по теме урока, содержащий не менее 8 вопросов
на «4»
Изучите информацию, представленную в таблице, приведенной ниже, и ответьте на вопрос: Каким образом дозволительно определить относительную занятие генотипа и среды в формировании признаков около человека? Какие признаки в большей степени зависят от генотипа, а какие – от среды?
Степень различия (дискордантность) по ряду нейтральных признаков около близнецов
Признаки, контролируемые небольшим числом генов |
Частота (вероятность) появления различий, % |
Наследуемость, % |
|
однояйцевые |
разнояйцевые |
||
Цвет глаз |
0,5 |
72 |
99 |
Форма ушей |
2,0 |
80 |
98 |
Цвет волос |
3,0 |
77 |
96 |
Папиллярные линии |
8,0 |
60 |
87 |
среднее |
< 1 % |
55 % |
95 % |
Биохимические признаки |
0,0 |
от 0 до 100 |
100 % |
Цвет кожи |
0,0 |
55 |
|
Форма волос |
0,0 |
21 |
|
Форма бровей |
0,0 |
49 |
|
Форма носа |
0,0 |
66 |
|
Форма губ |
0,0 |
35 |
на «4»
Изучите информацию, представленную в таблице, приведенной ниже, и ответьте на вопрос: Каким образом дозволительно определить относительную занятие генотипа и среды в формировании признаков около человека? Какие признаки в большей степени зависят от генотипа, а какие – от среды?
Степень сходства (конкордантность) по ряду заболеваний около близнецов
Признаки, контролируемые большим числом генов и зависящие от негенетических факторов |
Частота (вероятность) появления сходства, % |
Наследуемость, % |
|
однояйцевые |
разнояйцевые |
||
Умственная отсталость |
97 |
37 |
95 |
Шизофрения |
69 |
10 |
66 |
Сахарный диабет |
65 |
18 |
57 |
Эпилепсия |
67 |
30 |
53 |
среднее |
70 % |
20 % |
65 % |
Преступность? |
68 |
28 |
56 |
на «4»
Составьте вопрос на аналогия по теме «Монозиготные и дизиготные близнецы»:
Характеристика близнецов |
Близнецы |
1. |
А. Монозиготные |
2. |
Б. Дизиготные |
3. |
|
4. |
|
5. |
|
6. |
|
на «4»
Составьте задача на сходство по теме «Генеалогический и близнецовый методы исследования генетики человека»:
Характеристика методов |
Методы |
1. |
А. Генеалогический |
2. |
Б. Близнецовый |
3. |
|
4. |
|
5. |
|
6. |
|
на «4»
Составьте задача с выбором трех правильных ответов из шести предложенных по теме «Близнецовый метод исследования генетики человека»:
1. __________________
2. __________________
3. __________________
4. __________________
5. __________________
6. __________________
на «4»
Составьте задача с выбором трех правильных