Тема Родины в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Родина
УМК «Литература» Г. С. Меркин
Цели урока: образовательные: разлагать идейно-художественное содержимое стихотворения Лермонтова «Родина»;
развивающие: развивать умения разбирать стихотворение; соотносить с другими искусствами: устное рисование, подвиг с иллюстрациями.
воспитательные: гражданское воспитание
Оборудование: репродукции портретов М. Ю. Лермонтова, пейзажи русских художников; разноуровневые вопросы; назидательный материал
Теоретические понятия: композиция, градация
УМК «Литература» Г. С. Меркин
Цели урока: образовательные: испытывать идейно-художественное суть стихотворения Лермонтова «Родина»;
развивающие: развивать умения исследовать стихотворение; соотносить с другими искусствами: устное рисование, дело с иллюстрациями.
воспитательные: гражданское воспитание
Оборудование: репродукции портретов М. Ю. Лермонтова, пейзажи русских художников; разноуровневые вопросы; назидательный материал
Теоретические понятия: композиция, градация
Проект уроков (1 часа)
№ п/п |
Этапы урока |
Вид деятельности |
Время |
1. |
Организационный момент |
Сообщение учителя о целях и задачах урока |
2 мин |
2. |
Инструктаж накануне самостоятельной работой |
Знакомство с дидактическими заданиями, требования к заполнению карты успеха |
1 мин |
3. |
Самостоятельная работа |
Выполнение разноуровневых заданий (Приложение № 1) |
20 мин |
4. |
Мини-семинар |
Выступления по проблемным вопросам |
20 мин |
5. |
Подведение итогов работы |
Суждения учащихся о достигнутых результатах |
1 мин |
ХОД УРОКА
Слово учителя.
— теперь мы с вами продолжим опытность с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. В конце своей короткой жизни он отходит от идеализации прошлой России, по-новому определяет ее для себя. Он самолично не только писал стихи, Но и картины. Посмотрите на слайды — это России глазами русских художников. А сегодня послушайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «Родина». (Приложение № 1) — Какая из формулировок точный отражает тему стихотворения «Родина»? (О Родине, о любви к Родине, о странности любви к Родине). Почему да нестандартно заявляет песнопевец мы и попробуем с вами разобраться. -Работаем заниматься прежде единовластно -1 5 минут, а последние 20 минут обобщим, что усвоили, скорректируем проблемные вопросы. сам работают опосля прохождения уровня на «3» три человека (см. индивидуальные задания).
— Поставьте себе цели на сей задача (Ответы учащихся: «Я хочу ответить на «3», «4», «5»). К карте успеха выходим опосля тово как я проверю записи, учащиеся (называю) поднимают руку опосля того, как выполнят все задания уровня «3» (приложение №2). Желаю успехов.
II. упражнение учащихся
Самостоятельная произведение учащихся с разноуровневыми заданиями ( добавление № 3)
III. Мини-семинар. Обсуждение выполненных заданий. Использование ключевых фраз и презентации. ( прибавление № 4, 5, 6)
VI. Обобщение учителя.
1.Учитель работает с учащимися по вопросам заданий, кроме в конце говорит о рождении новой традиции в литературе (Стихотворение положило точка отправления целой литературной традиции. В русской поэзии утвердился разряд лирического раздумья о родине. дума о России стала нерасторжимой с образами деревни и природы. Лермонтов первым увидел берёзку как знак России.)
2. Над чем заставили задуматься стихотворение М.Ю. Лермонтова и нынешний урок?
-Отметим активных плюсами на карте успеха.
V. Рефлексия.
— Ребята, оценим свою работу. Справились ли с поставленными вами целями? (Ответы учащихся).
Приложение № 3
Тема урока: содержание Родины в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Родина»
Уровень « З»
- Перечитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «Родина». Какие детали деревенского быта присутствуют в стихотворении? Обведите их в кружок.
- Найдите слова, передающие краски и настроение. Подчеркните волнистой линией.
- Проследите зa настроением поэта. Слова, подчеркивающие самочувствие выпишите на поля.
- Найдите официальные патриотические понятия о Родине в стихотворении. Выделите эти образы в квадраты. Какое к ним приказ автора, подчеркните эту фразу.
- Какая из формулировок точный отражает тему стихотворения «Родина»?
- Найдите в стихотворении композиционные элементы рассуждения тезис, доказательства, вывод. Выделите болтовня (Т-Д-В).
Уровень «4»
Ответы записываются в тетрадь (на запас 2 задания)
1. Нарисуйте кластер, кто позволит понимать композицию стихотворения (принцип Лермонтова – от широкого плана к узкому).
2. Заполните таблицу примерами из стихотворения
Эпитеты |
Метафоры |
Сравнения |
|
|
|
3. Говоря о любви к Родине, Лермонтов употребляет выражение «странной». Почему свое смак певец сопровождает таким словосочетание?
4. круг стих в первой строфе со другой сточки начинается с отрицательной частицы. Какое ощущение усиливается эти повтором и в какой строке сформулировано это имущество героя?
Уровень «5»
Ответ долг в тетрадь
- Найдите градацию в стихотворении «Родина» (можно обратиться к статье в учебнике на стр. 167, либо вспомнить по программе русского языка лицо морда харя).
Индивидуальные задания
- Перечитайте статью в учебнике стр. 160-164. Просмотрите презентацию «Портреты М.Ю.Лермонтова». Найдите цитаты из статьи, иллюстрирующие душевное положение поэта. изображенного на портрете.
- Перечитайте статью в учебнике стр. 160-164. как вы думаете, почему не совпали впечатления о поэте около различных людей?
- Рассмотрите портреты Лермонтова в лермонтовской энциклопедии. Какое из этих портретов больше подходит к стихотворению «Родина», аргументируйте мой ответ.
Приложение № 2
КАРТА УСПЕХА
№ |
имя |
суждения по статьям |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
кол-во «+» зa устные ответы |
оценка зa выводы на уроке |
оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 4
НАЧНИ ФРАЗУ
Я ДУМАЮ… В ОТЛИЧИИ ОТ…
Я СЧИТАЮ… ПО СРАВНЕНИЮ С…
На выше- взгляд… Мне пришло на ум…
Мне кажется… Читая …
А я прочитал иначе… Хочу возразить…
Не согласен… Меня поразило…
ПРОЧИТАВ случай о .., ПОНЯЛ…
ПРЕДСТАВЛЯЮ…
МАСТЕРСТВО РУССКОГО НАРОДА В ..
РОДИНА
Люблю отчизну я, Но странною любовью!
Не победит ее ум мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни содержательный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю — зa что, не знаю самовластно —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным через люблю ехать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
натыкаться по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме между желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечер росистым,
глядеть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под шум пьяных мужичков.
1841
Скачать презентацию и дополнительные материалы к уроку
Голохвастова Марина Анатольевна,
наставник русского языка и литературы,
МАОУ «Рябининская СОШ»
golohvastovama@mail.ru