Употребление гласных Е-И в падежных окончаниях имён уществительных разных склонений в единственном числе
Учебник: УМК «Планета знаний». Русский язык. Л. Я. Желтовская
Цели урока:
— воспитание составлению алгоритма выбора гласной е/и в окончаниях имен существительных в единственном числе;
— отработка навыка применения данного алгоритма с использованием современных технологий;
— испытание качества усвоения учащимися орфограммы;
— работа мотивационной основы для восприятия учебного материала;
— развитие связной речи учащихся, мышления;
— уход культуры общения, уважения к собеседнику и учителям;
— холя интереса к русскому языку.
Учебник: УМК «Планета знаний». Русский язык. Л. Я. Желтовская
Цели урока:
— воспитание составлению алгоритма выбора гласной е/и в окончаниях имен существительных в единственном числе;
— отработка навыка применения данного алгоритма с использованием современных технологий;
— испытание качества усвоения учащимися орфограммы;
— произведение мотивационной основы для восприятия учебного материала;
— развитие связной речи учащихся, мышления;
— образование культуры общения, уважения к собеседнику и учителям;
— холя интереса к русскому языку.
Вид работы |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Актуализация знаний |
5 |
Объявление темы, настрой на работу, воссоздание знаний по теме |
Определяют цель, выбирают оценку |
Изучение нового материала |
30 |
Помогает ученикам, направляет |
Самостоятельно изучают тему |
Семинар |
3 |
Проводит семинар по вопросам |
Отвечают на вопросы, делают выводы |
Рефлексия |
2 |
Проверяет целеполагание, дает домашнее задание |
Соотносят поставленную мета с результатом работы |
Ход урока
Март – лучший весенний месяц. Назван он да в почтение мифологического бога войны Марса, какой начало прославлялся древними римлянами как Предвечный земледелия и скотоводства. имя сохранилось около многих народов. На Русь оно пришло из Византии.
— Прочитайте изречение с выделенным окончанием и сформулируйте мишень урока.
На экране читаем:
мишень урока – учить при помощи алгоритма узнавать окончания е/и около существительных в единственном числе.
Для начала проведем блиц-опрос:
— Что такое фамилия существительное? (Имя существительное – это круг речи, которая отвечает на вопросы который что? и обозначает предмет)
— Назовите постоянные признаки имён существительных.(Род, склонение)
— Назовите непостоянные признаки имён существительных. (Число, падеж)
— как правильно отмечать безударные окончания имён существительных? (Алгоритм).
— что бы ответить на сей задача нам поможет алгоритм.
пред вами на столах пара листочка: на одном листочке духовный материал, с которым вы будете работать, а на другом листочке вопросы трех уровней: блок А – вопросы на навык материала, на оценку «3», блок Б – вопросы на размышление с неоднозначным ответом, на оценку «4» блок В – творческая работа, на оценку «5». Подпишите свои работы и в уголке поставьте отметку, которую хотели бы получить зa урок. Итак, приступили к работе. около вас в распоряжении 30 минут. Будьте внимательными, успехов вам.
Семинар:
— как правильно вносить безударные окончания имён существительных? (Алгоритм).
-Перечислите алгоритм.
1. Определить мор существительного.
2. Определить склонение.
3. Вспомнить конец существительного этого склонения в нужном падеже.
4. Проверить с поддержкой слова-опоры. (2-3 человека)
Релаксация: Давайте подведем итоги нашего урока. Посмотрите на таблицу. около всех совпали ваши отметки с полученными зa урок?
Молодцы. Вы весьма причинность поработали. причинность зa урок.
Задание на дом: Стр.___ Упр. №____
Блок А
Пользуясь алгоритмом, вставь безударные окончания имен существительных.
ПОМНИ: в словах, оканчивающихся на ИЯ, ИЕ в Р.п.,Д.п. и П.п. пишется И.
Вдоль дорог_, дух полын _, быть участником в соревновани_ , гнездиться на лекци _ , соответствовать по тропинк_ к станци_, говорил о воспитани_, по чудесной алле_ , на территори_ Ази_,
купались в рек…, построен на Волг…, возвышается на холм…, построили в город…, расположен на Об…, живём в Сибир…, жил в деревн…, поехал на лошад…, читал в библиотек…, работать около проруб…, мчаться по дорог…, пошатывался от усталост…, сновать по алле…, извещать бес ошибк….на Аган…, о Лен…, в Астрахан…, на причал…, на пристан…, на пароход…, на лодк…, в Казан…, на Амур…, на Ок…, в Тюмен…
Блок Б
Работа с предложением. Выполнить синтаксический испытание предложения.
1в. Лучи солнца заиграли на верхушк… дерева, на поверхност… воды, на крыш… дома.
2в. Полюбуйся пушистым снегом на яблон_, на сирен_, на дуб_, на ел_.
Блок В
Восстановите текст, вставьте подходящие по смыслу имена существительные. Подчеркните безударные падежные окончания.
Зимний _________похож на ________. нежный ________ покрыл __________
пушистым __________.Стройная ___________ укрылась мягким ________.Таинственно
стоят ________, укутанные в теплую ________.На _________ сосны суетится
_______. как прекрасен зимний _________!
Алгоритм правописания е/и в окончании имён существительных.
1. Поставь название существительное в именит. падеже ед.ч.
2. Оканчивается ли ответ на –ИЙ, -ИЯ, -ИЕ?
3. Узнай склонение (по начальной форме)
4. Узнай мор по вопросу и предлогу
5.Выбери окончания (по таблице или же ударному окончанию)
Алгоритм 2
1 шаг. Определяю, к какому склонению относится слово.
(Избушка – оконч.– а, 1 склонение)
2 шаг. Подбираю изречение – ключ, ставлю его в ту же форму. (Река – из реки)
3 шаг. если около болтовня – ключа конец …..; значит, и в данном слове будит такое же окончание.
(Из реки – конец ударное -и, значит, из избушки тожественный пишется конец –и)
Матвеева Светлана Глебовна
МБОУ Лицей № 52 Уфа
svetlinia@mail.ru