«Во глубине сибирских руд…
УМК «Литература» Г. С. Меркин
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…»), «Во глубине сибирских руд…».
Цели урока:
образовательные: выявить жанровые особенности дружеского послания, выявить свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта, познакомиться с творческой историей сотворения произведений
развивающие: различные намерение чтения, в том числе наизусть; компиляция с элементами рассуждения
воспитательные: развивать нравственную культуру, самостоятельность
УМК «Литература» Г. С. Меркин
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…»), «Во глубине сибирских руд…».
Цели урока:
образовательные: выявить жанровые особенности дружеского послания, выявить свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта, познакомиться с творческой историей сотворения произведений
развивающие: различные будущий чтения, в том числе наизусть; творение с элементами рассуждения
воспитательные: вырастить нравственную культуру, самостоятельность
Оборудование: аудиозапись стихотворения А. С. Пушкнина «Во глубине сибирских руд…»;
презентация к уроку
разноуровневые вопросы;
назидательный материал
Теория литературы: группировка образов, красивый образ и прототип, тропы и фигуры (ритори
ческое обращение, эпитет, метафора), жанровое культура — дружеское послание.
Развитие речи: различные намерение чтения, в том числе наизусть; компиляция с элементами рассуждения.
Наизусть: А.С. Пушкин. 1—2 стихотворения по выбору.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрацией.
Проект уроков (1 часа)
№п/п |
Этапы урока |
Вид деятельности |
Время |
1. |
Организационный момент |
Сообщение учителя о целях и задачах урока |
2 мин |
2. |
Инструктаж до самостоятельной работой |
Знакомство с дидактическими заданиями, требования к заполнению карты успеха |
1 мин |
3. |
Самостоятельная работа |
Выполнение разноуровневых заданий (Приложение № 1) |
20 мин |
4. |
Мини-семинар |
Выступления по проблемным вопросам |
20 мин |
5. |
Подведение итогов работы |
Суждения учащихся о достигнутых результатах |
1 мин |
ХОД УРОКА
- Слово учителя.
— Итак, А.С.Пушкин. Домашнее задача — рассказать назубок «К Чаадаеву». Послушаем наших одноклассников. (Если не будут готовы, то прослушивание в аудиозаписи стихотворение).
— но темы дружбы и свободы, обозначенные в данном произведении нашли продолжение. ныне мы будем утверждать о свободолюбивых мотивах и в стихотворении «Во глубине сибирских руд…».
— Посмотрите на задания. Какие задачи поставим накануне собой на уроке? (ответы детей).
— Для достижения этих задач как В любое время мы будем трудиться прежде самостоятельно, а последние 20 минут обобщим, что усвоили, скорректируем проблемные вопросы.
— Задания на «3» рассчитаны на всех, к карте успеха выходим опосля тово как я проверю записи, учащиеся (называю) поднимают руку опосля того, как выполнят все задания уровня «3», на «4» надо ответить на 1 задание из 4, на «5» один. (приложение №1)
— А мне хотелось бы, что бы вы не только ответичали связно и вероятно на вопросы, Но и нашли отзыв на урок а что следовательно простор по мнению А С Пушкина.
II.Работа учащихся
Самостоятельная произведение учащихся с разноуровневыми заданиями ( добавление № 2)
III. речь учителя. Оценка выполненной работы по карте успеха.
IV. Мини-семинар. Обсуждение выполненных заданий. Использование ключевых фраз и презентации. ( добавление №3 ,4)
— Расскажите о восстании декабристов (учащиеся). Сайт Википедия – ваш безопасный помощник.
— Посмотрите паки раз презентацию и свои записи о лицейских друзьях А С Пушкина. А и обратите почтение на картину Кольмана «Восстание на Сенатской площади». да об этих исторических событиях вы можете испытывать из фильма «Звезда пленительного счастья» (режиссер Владимир Мотыль).
— Слушаем стихотворение «Во глубине сибирских руд…» (аудиозапись).
— как вам кажется, каким настроением пронизано стихотворение? (Любовь к друзьям)
— Зачем написано стихотворение? (Чтобы поддержать друзей, дать им надежду на освобождение)
— Найдите трудные словосочетания, болтовня и попробуйте дать им толкование
во глубине сибирских руд –
гордое терпеливость –
печальный труд
мрачное подземелье
мрачные затворы
каторжные норы
праздный глас
цепи падут
братья меч вам отдадут
— Выпишите элементы послания (обращение к определенном лицу и петиция (пожелание).
(Послание – это в высшей степени древний жанр; паки в творчестве таких античных поэтов, как Гораций и Овидий мы встречаем подобные произведения. В России XVIII в., в эпоху расцвета классицизма, послания были популярны в среде поэтов-сентименталистов и романтиков – Жуковского, Батюшкова, Ломоносова, а да в творчестве Фонвизина и Сумарокова.
-это литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу либо лицам. кардинальный признак, по которому дозволительно испытывать послание, это приказ к определенному адресату и наличие таких мотивов, как прошение либо пожелание)
-Найдите в стихотворении мотивы свободы и неволи, как Вы понимаете их значение?
— как поняли фразу из статьи в книга «После лицея»: «Право на общественную активность казалось достигнутым бесповоротно»?
-Соотнесите судьба стихотворение с «К Чаадаеву». Кем был Чаадаев (на основании статьи стр 140-141 (№ II )
— Назовите из стихотворения «К Чаадаеву» фразы, отражающие принципы жизни молодого поколения, по мнению А.С.Пушкина.
— Прочитайте стихотворения про себя «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…»), «Во глубине сибирских руд…». Найдите объединяющие их мотивы. Озвучьте фразы, подтверждающие ваше мнение.
— А что, по вашему мнению, употреблять раздолье Актуальна ли для нашего времени содержание свободы?
VI. Рефлексия.
— Ребята, оценим свою работу. Справились ли с поставленными вами целями? (Ответы учащихся).
- Домашнее задание:
1.наизусть стихотворение «Во глубине сибирских руд…»
2. Мини-сочинение «О прочитанном…»
(Читая послания Пушкина друзьям в Сибирь, я ощущаю… понимаю… Эти строки затронули …. В моей душе нашли отклик… Поразило… )
Приложение № 1
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…»), «Во глубине сибирских руд…».
Уровень « З»
- Прочитайте стихотворение «Во глубине сибирских руд…».
- Как вам кажется, каким настроением пронизано стихотворение?
- Зачем написано стихотворение?
- Выпишите в тетрадь трудные словосочетания, болтовня и попробуйте дать им объяснение
- Выпишите элементы послания (обращение к определенном лицу и настояние (пожелание).
Послание – это литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или же лицам. передовой признак, по которому дозволительно испытывать послание, это приказ к определенному адресату и наличие таких мотивов, как ходатайство или же пожелание
6. Найдите в стихотворении мотивы свободы и неволи, подчеркните их в тексте.
Уровень «4»
на избрание 1 ответ
- Вопрос 3 стр 138. Для ответа прочитайте статью в учебнике на стр. 136-137 «После лицея»
- Подготовьте книга о Чаадаеве на основании статьи стр 140-141 (№ II)/
- Выпишите из стихотворения «К Чаадаеву» фразы, отражающие принципы жизни молодого поколения, по мнению А.С.Пушкина.
- Найдите на сайте Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/Декабристы#.) информацию о декабристах.
Уровень «5»
1. Прочитайте стихотворения поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…»), «Во глубине сибирских руд…». Найдите объединяющие их мотивы. Подчеркните фразы, подтверждающие ваше мнение.
Приложение к заданиям
Краткий экскурс в историю.
В феврале 1816 г. в Петербурге возникло первое тайное политическое общество, целью которого было уничтожение крепостного права и принятие конституции. В его число входили 28 членов (А.Н.Муравьев, С.И. и М.И.Муравьевы-Апостолы, С.П.Трубецкой, И.Д.Якушкин, П.И.Пестель и др.)
В 1818 г. в Москве была создана учреждение «Союз благоденствия», которая насчитывала 200 членов и имела управы в других городах. сообщество пропагандировало идею уничтожения крепостного права, готовя мятежный перемена силами офицерства. «Союз благоденствия» распался по причине разногласия посреди радикальными и умеренными членами союза.
В марте 1821 г. на Украине возникло Южное сообщество во главе с П.И.Пестелем, кто был автором программного документа «Русская Правда».
В Петербурге по инициативе Н.М.Муравьева было создано «Северное общество», имевшее свободный схема действий. около каждого из этих обществ была своя программа, Но мишень была единой — уничтожение самодержавия, крепостничества, сословий, изделие республики, деление властей, провозглашение гражданских свобод.
Началась приготовление к вооруженному восстанию.
конец Александра I в ноябре 1825 г. подтолкнула заговорщиков к более активным действиям. Было решено в погода принесения присяги новому царю Николаю I осуществить грабеж монарха и Сената и принудить их к введению в России конституционного строя.
Политическим руководителем восстания избрали князя Трубецкого, кто в худой момент отказался от участия в восстании.
Утром 14 декабря 1825 г. на Сенатскую место вышел Лейб-гвардии Московский полк. К нему присоединились Гвардейский морской экипаж и Лейб-гвардии гренадерский полк. только собралось около 3 тысяч человек.
все Николай I, уведомленный о готовящемся заговоре, загодя принял присягу Сената и, стянув верные ему войска, окружил восставших. опосля переговоров, в которых принял покровительство со стороны правительства духовенство ангел и генерал-губернатор Санкт-Петербурга М.А.Милорадович (получивший при этом смертельное ранение) Николай I приказал применить артиллерию. мятеж в Петербурге было разгромлено.
По делу декабристов было привлечено 579 человек. Признаны виновными 287. Пятерым вынесен и приведен в устройство человек вердикт (К.Ф.Рылеев, П.И.Пестель, П.Г.Каховский М.П.Бестужев-Рюмин, С.И.Муравьев-Апостол). 120 персона были сосланы на каторгу в Сибирь либо на поселение.
Причинами поражения восстания декабристов явились несогласованность действий, нужда поддержки со стороны всех слоев общества, которое не было конец к радикальным преобразованиям. Это выступление было первым открытым протестом и грозным предупреждением самодержавию о необходимости коренного переустройства российского общества.
Приложение № 1
КАРТА УСПЕХА
№ |
имя |
суждения по статьям |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
кол-во «+» зa устные ответы |
оценка зa выводы на уроке |
оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 3
НАЧНИ ФРАЗУ
Я ДУМАЮ… В ОТЛИЧИИ ОТ…
Я СЧИТАЮ… ПО СРАВНЕНИЮ С…
На выше- взгляд… Мне пришло на ум…
Мне кажется… Читая …
А я прочитал иначе… Хочу возразить…
Не согласен… Меня поразило…
ПРОЧИТАВ случай о .., ПОНЯЛ…
ПРЕДСТАВЛЯЮ…
МАСТЕРСТВО РУССКОГО НАРОДА В ..
Скачать презентацию и дополнительные материалы к уроку
Голохвастова Марина Анатольевна,
репетитор русского языка и литературы,
МАОУ «Рябининская СОШ»
rabininososh@mail.ru