Лепка и роспись собственной модели игрушки
Автор учебника по программе Б. М. Неменского
Тема урока. Древние образы, сходство форм и декора в народных игрушках. Лепка и план собственной модели игрушки (уроки 1-3).
Цели урока:
1. собирать идея о народной глиняной игрушке, её видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи.
2. вынянчить дружба и барыш к традиционной русской культуре, своей Родины и её истории.
3. выделывать навыки работы с пластилином, художественной росписью.
4. воспитывать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
Автор учебника по программе Б. М. Неменского
Тема урока. Древние образы, согласие форм и декора в народных игрушках. Лепка и план собственной модели игрушки (уроки 1-3).
Цели урока:
1. собирать представление о народной глиняной игрушке, её видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи.
2. выносить привязанность и барыш к традиционной русской культуре, своей Родины и её истории.
3. выделывать навыки работы с пластилином, художественной росписью.
4. воспитывать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
Проект урока.
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Время |
№1 (1,2,3 уроки) |
Организационный момент. Тема. Целеполагание |
Приветствие. замечание лишение обучающихся. известие темы. Контроль организации рабочего места |
Знакомство с планом урока. учреждение рабочего стола |
2 мин |
№2 (1урок) |
Беседа об истории, об особенностях орнамента |
Объяснение темы |
Участие в обсуждении нового материала |
5 мин |
№3 (1 урок) |
Просмотр слайдов |
Показ слайдов (разновидности игрушек из глины) |
Обзор слайдов |
4 мин |
№4 (1 урок) |
Постановка художественной задачи (выполнение эскиза) |
Организация рабочей обстановки и варианты к поставленной задачи |
Обдумывание и приговор выбора варианта |
2 мин |
№2 (2урок) |
Беседа о приёмах работы с пластилином |
Объяснение темы |
Участие в обсуждении нового материала |
|
№3 (2 урок) |
Просмотр слайдов |
Показ слайдов (рисунки-схемы изготовления игрушки) |
Обзор слайдов |
|
№4 (2 урок) |
Постановка художественной задачи (вылепить модель) |
Организация рабочей обстановки и варианты к поставленной задачи |
Обдумывание и приговор выбора варианта |
|
№2 (3урок) |
Беседа о традиционных орнаментах |
Объяснение темы |
Участие в обсуждении нового материала |
|
№3 (3 урок) |
Просмотр слайдов |
Показ слайдов (рисунки-схемы узоров) |
Обзор слайдов |
|
№4 (3 урок) |
Постановка художественной задачи (выбор орнамента и цветовые решение) |
Организация рабочей обстановки и варианты к поставленной задачи |
Обдумывание и приговор выбора варианта |
|
№5 (1,2,3 уроки) |
Практическое действие задания |
Целевые обходы: оказание помощи, контроль объёма и качества работы |
Выполнение практической части урока |
25 мин |
№6 (1,2,3 уроки) |
Анализ работ и домашнее задание |
Выставка работ, анализ. Запись на доске домашнего задания |
Обсуждение, разбор работ. Запись домашнего задания |
2 мин |
Стенограмма. Урок по изобразительному искусству раздела «Связь времён в народном искусстве», по теме «Древние образы, сходство форм и декора в народных игрушках. Лепка и план собственной модели игрушки» даёт мочь собирать мнение о народной глиняной игрушке, её видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи. возращать склонность и барыш к традиции русской культуре, своей Родине и её истории. выделывать навыки работы с пластилином, художественной росписи. воспитывать творческую и познавательную активность.
Оборудование и материалы.
1. выбор слайдов, рисунков-схем (разновидности игрушек, приёмы работы с пластилином, элементы узоров).
2. Глиняные и пластилиновые модели игрушек.
3. Музыкальный ряд: русские народные песни.
4. Художественные материалы.
Ход урока 1 Учитель: Ребята самого раннего детства вас окружают игрушки. Вспомните, какие? А вот игрушки, которые показаны на доке, все разные, другой такой нет, потому что сделаны они вручную. В старину покупать игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тожественный хотелось играть. Нашлись в пригородах и деревнях умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» — игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… начинать а там, где жили гончары, лепили из глины. Из всех русских глиняных игрушек наиболее популярная Дымковская. Вот эти игрушки, посмотрите!
Дымковская игрушка. Происхождение и бесчинство Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. сей табель посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками. Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на которой стоит посёлок с этим же названием, следовательно заречную слободу Дымково. начало были свистульки. Из небольшого шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька… если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки… Но мы-то, ребята уже знаем их бездонный символический смысл?! Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие и даже золотые! (На каждой игрушке могло попадать до 10-12 цветов одновременно.)
Филимоновская игрушка. Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки из деревни Филимоново Тульской области. Кони, олени, бараны, петухи, всадники, барыни. Учёные считают, что возникновение глиняных игрушек связано с древними народными праздниками. В старинных летописях рассказывается, как в Древней Руси в праздники нард выходил на пляски и песнопения с фигурками, изображавшими людей и животных. Делают игрушки иссиня-чёрной местной глины, которая опосля обжига становится светлой. Жёлтый, красный, молодой — основные цвета, используемые в росписи. В наши деньки в деревне Филимоново игрушки делают талантливые мастерицы, сохраняющие древние народные традиции. Они и лепят, и «обряжают» барынь, всадников, петухов, лисиц, в яркие красные кафтаны, покрывают диковинным полосатым узором. около каждой игрушки появляется мой характер, своя поступь, мой голос.
Каргопольская игрушка. Эта игрушка из Архангельской области, из Каргополя и ближайших к нему деревень. Заповедная Каргопольская грунт – хранительница древней культуры, знаменита зодчеством изрядным, многими художествами и ремёслами. Гончарству насчитывают даже четыре тысячи лет. А там, где гончарство, там обычно и малый занятие заводится. Тематика Каргопольских игрушек заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов – лесовиков, пахарей, гармонистов. постоянно между игрушек встречаются медведь, другие звери, птицы. Полкан – сказочное чудовище, в котором соединились единица и руки человека с туловищем коня. Их белили, и по белому фону ярко расписывали красной, коричневой, синей, желтой, зеленой красками. В давние времена человеки называли зверей своим братьями, складывали о них сказки, они же становились героями детской игрушки.
Постановка задачи. Учитель. А в настоящее время выберите игрушку, которая вам понравилась. ныне вы выполните её эскиз, а на следующих уроках слепите её и распишите.
Практическое устройство задания (звучит русская народная песня). Выполнение эскиза какой угодно выбранной игрушки.
Подведение итогов. В конце урока дозволено обманывать выставку детских работ. Работы анализируются, оцениваются.
Домашнее задание: приходить пластилин, стеки, тряпочку, баночку для воды, клеёнку, белую гуашь. 1. (А) – суд «3», (рисунок игрушки в карандаше) 2. (Б) – суд «4», (нанесение узора выбранной росписи) 3. (В) – критика «5», (уточнение форм и конкретика в росписи)
В процессе самостоятельной работы осуществляется обход. сравнение результатов и самооценки по карте достижений.
Ход урока 2
общество о приёмах работы с пластилином. Учитель. Игрушки, о которых мы говорили на прошлом уроке, лепят из глины (мы с вами будем лепить игрушку из пластилина.) И здесь существуют свои законы и правила. Для производства Дымковской и Каргопольской игрушек используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свёртывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комьев. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. опосля полной просушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке). В Филимоново местные глины жирные, высоко-пластичные. при сушке на поверхности изделий образуются трещины. Их приходится разглаживать пальцами, а выкройка игрушки удлиняется, фигурки получаются вытянутыми, высокими. Это преимущественно заметно при лепке коней, коров, около которых получаются вконец длинные шеи. около нас с вами ребята пластилин, его не надо обжигать в печи. А вот форму игрушки мы постараемся сохранить. Вспомним методы лепки: 1. Вытяжка. главный кусочек пластилина формуют идентично очертаниям будущей игрушки. после начинают вытягивать части тела – шею, руки, ноги – до требуемой длины. опосля этого их выгибают нужным образом, украшают игрушку накладными деталями. Посмотрите на схемы – таблицы. Например, да лепят куклу – барышню. 2. Лепка из пласта. Раскатывают доска толщиной от 0,5 до 1 см, из которого выкраивают детали, подвергаемые дальнейшей обработке. Вы можете выбрать и комбинированный метод, то теснить соединить 1 и 2 способы.
Практическое действие задания (звучит русская народная песня).
Учитель. А в настоящее время можете начинать к работе. В конце урока все игрушки выбеливаются. (Хорошо пользоваться белую гуашь либо клеевую побелку).
Подведение итогов. В конце урока дозволительно неприятность сумма с показом аккуратных качественных работ. Работы анализируются, оцениваются.
Домашнее задание: приходить гуашь, образец игрушки, кисти для росписи, палитру, баночку, клеёнку, тряпочку. 1. (А) – суд «3», (лепка собственной модели игрушки) 2. (Б) – критика «4», (уточнение и разглаживание форм) 3. (В) – критика «5», (покрытие игрушки белой гуашью)
В процессе самостоятельной работы осуществляется обход. сравнение результатов и самооценки по карте достижений.
Ход урока 3 Постановка задачи. Учитель. Ребята! Сегодня, мы будем смягчать свои игрушки. Внимательно посмотрите на элементы узоров, характерны для той игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме. что цветов вы будете пользоваться для росписи Дымковской игрушки? Какие? А для Филимоновской? Каргопольской? Учитель. Хорошо, приступайте к работе.
Подведение итогов. В конце урока дозволено обманывать выставку игрушек. Работы анализируются, оцениваются.
Домашнее задание: приходить акварель, кисти для росписи; единовластно испытывать весть о росписи Гжель.
1. (А) – критика «3», (1 слой- нанесение узора выбранной росписи)
2. (Б) – критика «4», (2 слой–конкретика в узоре)
3. (В) – суд «5», (обобщение и аккуратность)
В процессе самостоятельной работы осуществляется обход. сравнение результатов и самооценки по карте достижений.
Скачать презентацию к уроку
Гималова Венера Альфировна
МБОУ Лицей №52, г. Уфа
miss.gimalova@yandex.ru