Химические свойства предельных одноатомных спиртов
Учебник: О. С. Габриелян, Ф. Н. Маскаев, С. Ю. Пономарев, В. И. Теренин
Цели: На основе строения молекул спрогнозировать химические свойства спиртов, доказать неизменность прогнозов в ходе выполнения химического эксперимента.
Оборудование: карточки с заданиями, этанол, перманганат калия, концентрированная серная кислота, вата, фарфоровая чашка, стеклянная палочка.
разряд урока: комбинированный урок
Учебник: О. С. Габриелян, Ф. Н. Маскаев, С. Ю. Пономарев, В. И. Теренин
Цели: На основе строения молекул спрогнозировать химические свойства спиртов, доказать непоколебимость прогнозов в ходе выполнения химического эксперимента.
Оборудование: карточки с заданиями, этанол, перманганат калия, концентрированная серная кислота, вата, фарфоровая чашка, стеклянная палочка.
характер урока: комбинированный урок
№ |
Этап урока |
Время |
Деятельность |
Деятельность ученика |
1 |
Орг. момент |
1 минута |
Знакомит с темой и целью урока |
Ставят себе мета ответить на вопросы, решить |
2 |
Работа с разноуровневыми карточками |
26 минут |
Раздает вопросы, объясняет |
Решают упражнения и задачи |
3 |
Просмотр видеоопытов |
5 минут |
Организует просмотр |
Смотрят видеоопыты и отвечают на вопросы. |
3 |
Показ демонстрационного опыта |
6 минут |
Показывает демонстрационный опыт |
Смотрят демонстрационный испытание и решают окислительно-восстановительную реакцию |
4 |
Беседа по вопросам |
5 минут |
Организация дискуссии |
Участвуют в беседе, отвечают на вопросы |
5 |
Рефлексия |
1 минуты |
Подводит итог, анализирует таблицу |
Сравнивают следствие таблицы с предполагаемым результатом |
6 |
Индивидуальное домашнее задание |
1 минута |
Дает задание: повторить §17, 8-11 упражнения. |
Желающие записывают задание |
I. Орг. момент. Целеполагание
Мы теперь на уроке научимся прогнозировать основные реакционные центры и химические свойства спиртов, содержащие функциональную группу –ОН.
Вы будете разрешать разноуровневые карточки, вперять взор опыты и давать ответ на вопросы.
II. Разноуровневые карточки
Вариант №1
А
1. Напишите 2 изомера и 2 гомолога 2-метил бутанола-2.
2. Составьте уравнения реакций взаимодействия 2-метил пропанола-2 с натрием и бромоводородом. Назовите продукты реакций и укажите условия их осуществления.
В. 1. На примере бутанола-1 объясните межмолекулярную и внутримолекулярную дегидратацию спиртов. Напишите соответствующие реакции и назовите продукты реакций.
2. Напишите уравнения реакций взаимодействия бутанола-1 с пропановой кислотой и горения. Назовите вещества. Что такое воздействие этерификации?
3.Смесь паров пропанола-1 и бутанола-2 пропустили над нагретым оксидом меди (II). Какие реакции могли произойти при этом? Составьте уравнения реакций. К каким классам органических соединений относятся их продукты?
С
Г.П.Хомченко, И.Г.Хомченко. книга задач по химии для поступающих в вузы.
дилемма 19.19
Вариант №2
А
1. Напишите 2 изомера и 2 гомолога 2-метил пропанола-1
2. Составьте уравнения реакций взаимодействия бутанола-2 с натрием и бромоводородом. Назовите продукты реакций и укажите условия их осуществления.
В. 1. На примере пентанола-1 объясните межмолекулярную и внутримолекулярную дегидратацию спиртов. Напишите соответствующие реакции и назовите продукты реакций.
2. Напишите уравнения реакций взаимодействия пропанола-1 с бутановой кислотой и горения. Назовите вещества. Что такое воздействие этерификации?
3.Смесь паров пропанола-2 и бутанола-1 пропустили над нагретым оксидом меди (II). Какие реакции могли произойти при этом?. Составьте уравнения реакций. К каким классам органических соединений относятся их продукты?
С
Г.П.Хомченко, И.Г.Хомченко. книга задач по химии для поступающих в вузы.
задание 19.25
III. испытание видеоопытов.
1.Окисление этанола с оксидом меди(II).
2. Окисление этилового и изопропилового спиртов хромовой смесью.
3. Горение метанола, этанола и амиловогоспирта.
— Какие вещества образовались при окислении? (1.Этаналь, медь и вода; 2. Уксусная кислота, ацетон; 3. Углекислый газ и вода.)
— Почему метиловый спирт горит невидимым пламенем, а амиловый спирт-светящимся пламенем?
IV. Показ демонстрационного опыта. «Волшебная палочка».
Для опыта в фарфоровые чашки помещают загодя приготовленную кашицу из перманганата калия и концентрированной серной кислоты. Стеклянную палочку погружают в свежеприготовленную окислительную смесь. скоро подносят палочку к влажному фитилю спиртовки либо ватке, смоченной спиртом, фитиль воспламеняется.
Напишите уравнение этой реакции.
Ответ:
5С2Н5ОН +12 KMnO4 +18H2SO4 =10 CO2+ 6K2SO4 + 12MnSO4 +33 H2O
или
2 KMnO4 +H2SO4 = K2SO4 + Mn2O7+ H2O
5С2Н5ОН +6 Mn2O7 +12H2SO4 =10 CO2 + 12MnSO4 +27 H2O
(Проходит воздействие с выделением большого количества теплоты, спирт воспламеняется)
V. общество по вопросам
Мы с вами изучили химические свойства одноатомных спиртов. А теперь ответим на вопросы, которые написаны на доске.
- Что такое спирт?
- С какими веществами реагируют одноатомные спирты?
- Чем отличается окисление первичных спиртов от вторичных?
- Что такое воздействие этерификации?
V. Рефлексия
VI. Домашнее задание. Повторить §17
Халиуллина Лилия Кутдусовна
г. Казань, МБОУ «Татарская гимназия №2 при КФУ»
lilia.xaliullina@yandex.ru