Разбор имён прилагательных по составу. Сочинение по опорным сочетаниям слов
Учебник Русский наречие Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. УМК «Школа 2100»
Цели:
1. Учебные: выучить морфемному анализу болтовня на основе словообразовательного анализа имени прилагательного; воспитывать мышление, память, трудолюбивый над развитием речи.
2. Воспитательные: совершенствовать барыш к предмету; взаимовыручку, старательность, мотивацию достижения.
Оборудование. Карточки с заданиями. Презентация.
Учебник Русский диалект Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. УМК «Школа 2100»
Цели:
1. Учебные: выучить морфемному анализу болтовня на основе словообразовательного анализа имени прилагательного; воспитывать мышление, память, подвизаться над развитием речи.
2. Воспитательные: вскормить барыш к предмету; взаимовыручку, старательность, мотивацию достижения.
Оборудование. Карточки с заданиями. Презентация.
Ход урока.
I. Организационный момент. Ребята, теперь на уроке мы продолжим работу с именами прилагательными. содержание нашего урока: «Разбор имён прилагательных по составу. книга по опорным сочетаниям слов.» Значит, чем мы будем трудиться на уроке? (Ответы детей).
II. Минутка чистописания и словарная работа, а да испытание домашнего задания. (На доске написаны буквосочетания –оло-, -оро-, -мм-, -жж-) Вспоминают болтовня из словаря и пишут в тетради. Бей сороку и ворону, добьешься и до белого лебедя. (Определяем части речи, сверху карандашом.)
III На доске записаны болтовня : ярко-жёлтые лимоны, белые ромашки, горячий вечер, светло-голубой колокольчик.
— глотать ли между прилагательных сложные слова?
— Чем они отличаются от уже знакомых сложных слов?
— как они написаны?
— Что обозначают эти прилагательные?(Признак предмета по цвету, а точнее –оттенок цвета).
Послушайте сказку про цветные прилагательные.
Живёт между прилагательных малый озорник. Это не звук, не знак и к знакам препинания себя не относит. Он такой один- дефис. необыкновенно похож на тире, Но только короче.
как увидит сложное цветное прилагательное , да непременно в него забирается.
Значит, какой намек ставится в сложных прилагательных, обозначающих знак предмета по цвету. А безотлагательно одно внушение напишем под диктовку: Тёмно-синие много выбросило на жаркий ярко-жёлтый пыль красивую бледно –розовую раковину.
Ребята, а немедленно работаем самостоятельно. и тот и другой получает свою карточку. опосля каждого задания подходит на проверку и отмечает «+» на доске около своего имени. Ребята работают по карточке. учитель проверяет. На доске отмечают.
Рефлексия.
Закончите мое предложение:
теперь на уроке
— что нового я узнал на уроке?
Дополнительный вещь упражнения из учебника 343 упр.
план урока.
№ |
Этапы урока |
Время |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
1. |
Орг. момент |
2 мин |
Ставит себе мета , что внимательно будут гореть на уроке. |
Знакомит с темой урока |
2. |
Словарная дело и минутка чистописания. |
8 мин |
Вспоминают болтовня из словаря, или же ищут по словарю. |
Следит, что бы отдельный нашёл самовольно выражение ,и написал в тетрадь.. |
3. |
Объяснение нового материала. |
5 мин |
Ищут сложные слова, отвечают на вопросы учителя. |
Объясняет, следит , что бы дети говорили правильно. |
4. |
Работа по карточкам. |
20 мин. |
Работает по карточке. |
Дает задания |
5. |
Рефлексия. |
2 мин |
Кто доволен своей работой, кому вторично потребно стараться. |
Подводит сумма урока |
6. |
Домашнее задание. |
3мин |
Смотрят рисунок, читают упражнение, пишут в дневник. |
Показывает рисунок. пишет на доске. |
Карточка №1.
Дописать окончания имён прилагательных и определить племя (сверху карандашом). Над полями и лесами светит ярк__ солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реках твёрд___лед. В долине зажурчал звонк___ ручей.. Надулись на деревьях смолист___ почки. На ивах появились мягк___ пуховки.
Выбежал на опушку робк___ заяц. Вышла на поляну стар___ лосиха с лосенком. Вывела медведица на перв___ прогулку своих медвежат.
Морфологический испытание – старая (лосиха). Стр.74 учебника.
Карточка №2.
- Образовать имена прилагательные от основ имён существительных и прилагательных: шёлк—________ ____, новый— ______________,
мороз—_______________,. хороший— _________________,
цвет— _______________ , умный—___________________,
осень ________________. праздничный -__________________.(Будь внимательным со словом осень)
Разбирать по составу получившиеся имена прилагательные.
Карточка №3.
К имеющимся данным именам существительным сочинять по 3 имён прилагательных:
Лес_____________________________________________________________________;
черёмуха ________________________________________________________________;
яблоко_________________________________________________________________;
ребята____________________________________________________________________.
ТЕСТ.
1. название прилагательное — это — САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ, СЛУЖЕБНАЯ (выбери, подчеркни необычайный ответ) дробь речи.
2. псевдоним прилагательное обозначает __________________________________________.
3. репутация прилагательное в начальной форме отвечает на проблема ________________ и стоит в ______________________________ числе и _______________________ роде.
4. Бывает __________________, _____________________ и ____________________ рода,
по родам: ИЗМЕНЯЕТСЯ, НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ (выбери, подчеркни необычайный ответ).
7. Изменяется по_____________________. Бывает _____________и ______________ числа.
9. Найди между слов имена прилагательные, обведи их овалом: КРАСНОТА, КРАСНЫЙ, КРАСНЕТЬ, КРАСНОВАТЫЙ, КРАСИТЬ, КРАСНЕНЬКИЙ.
10. Измени имена прилагательные по числам: светлый — __________________; __________- БОЛЬШИЕ; МОРСКОЕ — _____________; ___________ — СЕРЫЕ;
11. Определи происхождение имени прилагательного: ЖИВАЯ ( ); храброе ( ); ВЕШНИЙ ( )ТУСКЛЫЙ ( ); ОГНЕННОЕ ( ); ВЕТХАЯ ( ). Подчеркни слава прилагательное, ум которого мы понимаем как старый, дряхлый, волнистой чертой.
12. Придумай и запиши имена существительные к имеющимся данным именам прилагательным, не изменяя их род.
КОРИЧНЕВАТАЯ __________________________________________ ; МЫЛЬНЫЙ __________________________________________ ;
УЗКОЕ __________________________________________ ;
ВОЛЧИЙ __________________________________________ .
13. Образуй от имён существительных имена прилагательные. Запиши получившиеся слова.
ВЕСНА — __________ хоромы — ________________________;
Русь — _____; бал — ___________________.
Скачать презентацию к уроку
Ашрапова Савия Фархутдиновна
МБОУ “Татарская гимназия №2 имени Ш. Марджани при КФУ” г. Казани