Май 2

Баллада М. Ю. Лермонтова «Три пальмы

Автор учебника и УМК: А. Г. Кутузова
Тип урока
: вопрос — изучения и закрепления новых знаний
Цель урока: изделие условий, при которых дети, познакомившись и проанализировав стихотворение М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», смогли постичь идею этого произведения, выявив главный побуждение творчества Лермонтова – цель к гармонии во всём, в том числе среди человеком и природой.

Задачи урока:
Образовательн
ый аспект:
Познакомиться с балладой М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», расширить и углубить представления учащихся о балладе как лироэпическом жанре поэзии, выявить художественное своеобразие баллады. 

Развивающий аспект:
развивать диатриба учащихся, знание сформулировать свою мысль, выразить своё действие от прочитанного.
Воспитательный аспект:
Пробуждать и помогать барыш к чтению художественной литературы, воспитывать и утверждать старание к знакомству с литературным наследием, побудить учащихся задуматься о нравственных проблемах – вопросах смысла жизни, назначения человека, его взаимоотношениях с природой.
Оборудование: Портрет Лермонтова, словари, презентация урока (слайды), звукозапись, около каждого ученика – текст стихотворения, разноуровневые вопросы, назидательный материал.

Автор учебника и УМК: А. Г. Кутузова
Тип урока
: предупреждение — изучения и закрепления новых знаний
Цель урока: изделие условий, при которых дети, познакомившись и проанализировав стихотворение М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», смогли постичь идею этого произведения, выявив главный причина творчества Лермонтова – желание к гармонии во всём, в том числе посреди человеком и природой.

Задачи урока:
Образовательн
ый аспект:
Познакомиться с балладой М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», расширить и углубить представления учащихся о балладе как лироэпическом жанре поэзии, выявить художественное своеобразие баллады. 

Развивающий аспект:
развивать рацея учащихся, способность сформулировать свою мысль, выразить своё действие от прочитанного.
Воспитательный аспект:
Пробуждать и помогать барыш к чтению художественной литературы, воспитывать и утверждать желание к знакомству с литературным наследием, побудить учащихся задуматься о нравственных проблемах – вопросах смысла жизни, назначения человека, его взаимоотношениях с природой.
Оборудование: Портрет Лермонтова, словари, презентация урока (слайды), звукозапись, около каждого ученика – текст стихотворения, разноуровневые вопросы, назидательный материал.

Проект урока

Этапы урока

Вид деятельности учителя

Вид деятельности ученика

Время

Организационный момент
Инструктаж накануне самостоятельной работой

Сообщение учителя о целях и задачах урока

Слушание

Знакомство с разноуровневыми заданиями

2 мин

 

1 мин

Презентация.
Слушание текста

Сообщение учителя
Звукозапись

Слушание

5 мин

Самостоятельная работа

Помощь в выполнении разноуровневых заданий

Выполнение разноуровневых заданий

25 мин

Мини-семинар

Работа по обобщению изученного (презентация )

Выступления по проблемным вопросам

10 мин

Подведение итогов работы

Суждения учащихся о достигнутых результатах

 

2 мин

ХОД УРОКА

  1. Повторение пройденного.

Чей изображение изображён до вами?
Обратите почтение на широкий, возвышенный лоб поэта – доказательство огромного ума, на удивительно сильный и сразу приниженный взгляд. знак времени мы видим в этих выразительных глазах. о чем думал баян Что хотел этим говорить Мы узнаем об этом, читая его стихотворения, анализируя каждую строку.

  1. Сообщение темы урока.

Поэт не просто любил природу. Картины её оживали в его воображении и становились волшебными. певец слышал, «как знаменитый со звездою говорит», ручей рассказывает ему «про родимый край, откуда мчится он; «ландыш серебристый приветливо кивает головой». Но изображение природы В любое время говорит о судьбе человека, о его стремлениях и страданиях.
ныне на уроке мы познакомимся с опять одним произведением Лермонтова. Называется оно «Три пальмы».
Это детище имеет подзаголовок «восточное сказание». как вы думаете почему? Что такое сказка Какие синонимы мы можем подобрать к слову «сказание»? (легенда, предание)
— Вспомните, как называется такой стиль стихотворений на легендарную или же сказочную тему? (баллада)
— К какому же жанру мы отнесём стихотворение Лермонтова «Три пальмы»? Что такое баллада? (баллада).

3. приготовление к восприятию (звучит восточная мелодия).

Презентация.

4 СЛАЙД

Перенесёмся мысленно на Аравийскую землю (карта). Где это? (пустыня на Аравийском полуострове, на юге материка Евразия).
— Что вы можете говорить о природе этих мест? (жарко, знойно, пески, сухо) 5 СЛАЙД
Какой язык проживает в этих местах? (арабы) 6 СЛАЙД
— как по-арабски будит всадник? (фарис)
— как здесь передвигаются человеки 7 СЛАЙД
Караван – это разряд вьючных животных (верблюдов, ослов, иногда – лошадей), перевозящих грузы и людей главным образом в пустынных районах.
Но вкушать в мире песков живое место, где растут шикарные деревья, журчит нравиться вода. как оно называется? (оазис) 8 СЛАЙД
Оазис – согласный около естественного водоёма островок растительности в пустыне.
— Какие деревья там растут?
— Что даёт силы подняться этим красивым деревьям?
Вот в такое прекрасное поприще переносит нас Лермонтов в своей балладе «Три пальмы». 9 СЛАЙД

4. Чтение баллады (звукозапись)

5. разговор опосля восприятия.
Что поразило вас в стихотворении?

II. дело учащихся
Самостоятельная произведение учащихся с разноуровневыми заданиями.

Уровень «3»
Карточка 1

Чтение стихотворения учащимися

  1. Работа со словарём

Задание: абонировать в тетрадь определения изобразительных поэтических средств: эпитет, олицетворение, сравнение, метафора. 

  1. Какой еда использует творец в балладе?

(Эпитеты, олицетворение) (Эпитет — одно из изобразительных поэтических средств — определение, прилагаемое к названию предмета для большей образности (лит.), олицетворение -поэтический троп, состоящий в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства и признаки одушевленных (напр. приношение речи и т. п.; лит.).)

  1.  Какие пальмы? («гордые», «роскошные листья», «сень зелёных листов»)
  2. Почему пальмы называются гордыми? Кого дозволено назвать гордым? (Исполненный гордости, чувства своего достоинства, сознающий свое превосходство, надменный, высокомерный, который ставит себя самого выше прочих, самолюбивый)

Карточка 2

  1. Какой видит творец остальную природу? («лучи знойные», «пески летучие», «почва бесплодная», «ручей звучный», «хранимый»)
  2. Что вероятно ручей для пальм, а пальмы для ручья?
  3.  Почему стали ворчать на Бога три пальмы? («На то мы родились, чтоб здесь вянуть бес пользы в пустыне росли и цвели мы…»

Карточка 3

  1. Каково охота трёх пальм? продолжаться кому-то нужным, доход пользу, тешить — таково готовность «гордых пальм», хранящих «под сенью зелёных листов» холодную воду родника).
  2. Как вы считаете, признаться сказать ли они не принесли никому пользы?
  3.  Какова занятие олицетворения? (олицетворение показывает, что перо в стихотворении соглашаться не просто о пальмах. В описании пальм дозволительно понимать образы людей, которые недовольны своей жизнью. Они хотят лежать полезными для людей, хотят почитать им свою прохладу, приводить в восторг взгляд своей красотой.)

Уровень «4»
Карточка 1

  1. А сейчас посмотрим, как творец изображает караван? Почему Лермонтов да подробно описывает караван? как дозволительно назвать такое изображение (живописное) 
  2. Прочитайте, как отнеслись пальмы к гостям? (•«гордо кивая махровой главою») 
  3. Как повели себя человеки как дозволительно назвать такой поступок? 

Карточка 2

  1. Как вы понимаете вид «питомцы столетий»? (пальмы росли не мало веков)
  2. Как вы думаете, кого называет Лермонтов «малые дети»? ( человеки — малые дети, творец хотел внимание маленькое пространство человека в природе)
  3. Какой способ использует Лермонтов, рисуя картину гибели пальм? (метафора — путь речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-н. аналогии, сходства, листья сравниваются с одеждой, стволы с телами.)

Карточка 3

  1. Что осталось от пальм?
  2. С чем сравнивает творец пепел, оставшийся от пальм? Почему? (ничего не осталось от гордых деревьев, только незначительный след)
  3.  Какую картину рисует накануне нами баян (полное разорение, погибающий родник)

Уровень «5»
Карточка 1

  1. Какова же главная мнение этого произведения?
  2. Почему это стихотворение современно и теперь
  3.  Какие известные вам произведения поднимают тему «Человек природа?

111. Мини-семинар

  1. Что осталось от пальм?
  2. С чем сравнивает творец пепел, оставшийся от пальм? Почему? (ничего не осталось от гордых деревьев, только ничтожный след)
  3. Сравните первую и последнюю строфу. Что противопоставляет песнопевец (красота и счастье оазиса до прихода людей – разорение, которое оставили опосля себя люди.)
  4. О чем мечтали пальмы до прихода каравана? Олицетворение показывает, что стиль в стихотворении соглашаться не просто о пальмах. В описании пальм дозволено понимать образы людей, которые недовольны своей жизнью. Пальмы хотят составлять полезными для людей, хотят почитать им свою прохладу и веселить взгляд своей красотой

Обобщение учителя.
Мы уже поняли, что тост соглашаться о человеческой жизни, о людях, их выборе. Перечитаем происхождение стихотворения:
Три гордые пальмы высоко росли…
Гордым пальмам мало толкать(ся) просто высокими, то кушать рослыми, они хотели высокой жизни. как вы понимаете это вид – «высокая жизнь»?
(Уместно будит вспомнить вид «достойная жизнь». житье для себя достойной не назовешь.)
Но цель к достойной жизни привело пальмы к гибели. да как же надобно жить?
Смысл жизни – это и снедать первенствующий урок философии (посмотрим опять раз на тему урока).

Какой протест дает Лермонтов?
Пальмы сделали подобающий выбор. Но баян честный предупреждает: населять заслуга – это весьма трудно. если приносишь себя в жертву, не жди благодарности. человеки могут и не выговаривать твоей жертвы. Но истинное благо В любое время бескорыстно.
потреблять в балладе Лермонтова аспект, что приобрел особое разум в наши дни: «питомцы столетий» погибли в одно мгновение. как хрупка жизнь, как свободно ее погубить!
Постарайтесь привести свои примеры, перекликающиеся с балладой Лермонтова.
Дети обычно говорят о бесчеловечном отношении людей к природе, приятель к другу, исходя из собственных наблюдений, из телепередач, газетных публикаций.
Ценность жизни – это одинаковый философская тема…

IV. Подведем итоги. да что же нового внес Лермонтов в развитие жанра баллады?
Короткая запись. Лермонтов наполнил балладу философским содержанием, то потреблять поставил в ней вечные вопросы жизни.
— Карта успеха (выставление оценок)
V. Домашнее задание.

  1.  Перечитаем балладу в соответствии с новым ее пониманием.
  2.  Нарисовать рисунки к балладе М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»

Скачать презентацию к уроку lermontov.zip [2.7 Mb] (cкачиваний: 8)

    Гарус Валентина Николаевна
    ментор русского языка и литературы
    МОУ «Кушмангортская ООШ»
    Valentina_garus@mail.ru



Copyright 2020. All rights reserved.

Опубликовано 02.05.2016 asvfedf в категории "Информация