Синтаксическая структура простого предложения
УМК: Русский язык, 5 класс. Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, М:. «Просвещение», 2008 год
Цель: Отработка навыков графического выделения главных, второстепенных членов предложений и способы их выражения.
УМК: Русский язык, 5 класс. Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, М:. «Просвещение», 2008 год
Цель: Отработка навыков графического выделения главных, второстепенных членов предложений и способы их выражения.
№ этапа |
Этап урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность |
1. |
Орг. момент и целеполагание |
2 мин. |
Знакомит с темой урока и целью |
Ставит себе цель |
2. |
Орфографическая разминка |
5 мин. |
Диктовка |
Запись под диктовку. сравнение с книгой. Самопроверка. |
3. |
Самостоятельная |
35 мин. |
Организует самостоятельную работу, оказывает индивидуальную помощь |
Выполняют разноуровневые задания |
4. |
Рефлексия |
2 мин. |
Подводит итог, анализирует таблицу |
Сравнивают следствие таблицы с |
5. |
Индивидуальное |
1 мин |
Анализ данных заданий |
Желающие выбирают домашнее задание |
1. Орг. момент, целеполагание:
У.: В процессе работы над разделом «Синтаксис» мы познакомились со схемой синтаксического разбора простого предложения. ныне же мы будем отрабатывать навыки графического выделения главных и второстепенных членов предложений и способов их выражения, будем удружить им характеристику, рисовать схемы.
2. Орфографическая разминка. Запись под диктовку словарных слов с самопроверкой.
Пианино, рассчитать, расцвет, республика, повествовательный, почерк, профессия, платформа, ремень, расписание.
3. Самостоятельная упражнение по карточкам.
I Вариант
Уровень А.
1.Укажите между данных предложений повествовательные:
А. Памяти павших будьте достойны!
Б. который там стучится около ворот?
В. Закружилась листва золотая.
Г. как что тянуться по лесу!
2. Найдите нераспрастраненные предложения:
А. холод освежает и бодрит.
Б. Светает.
В. опять замерло все до рассвета.
Г. Плыли по небу тучки.
3. Грамматическая основа совет – это:
А. подлежащее, сказуемое
Б. дополнение, определение
В. дополнение, определение, обстоятельство, обращение
Г. дополнение, определение, обстоятельство
Уровень Б.
1. Выделить грамматическую основу совет и обозначить какими частями речи они выражены:
Ночь наступила тайный и незаметно.
Я ночую в старой беседке.
На лугах жгут костры, водят хороводы.
2. В каких предложениях требуется поставить тире среди подлежащим и сказуемым. Объяснить почему:
А. Большие глазастые ромашки хороши.
Б. атмосфера чист.
В. Март лучший луна весны.
Г. ясный на небе сверкали звезды.
3. В каком предложении надо поставить запятую на месте пропуска. Объяснить почему:
А. гордилась университетами _ библиотеками.
Б. На холме зa Кремлевской стеной возвышаются храмы, дворцы __ и терема.
В. Зимой __ на балах гремела музыка: показывала своих невест.
4. В каком предложении выделенное речь является обращением:
А. Скажи мне, кудесник, баловень богов, что сбудется в жизни со мною…
Б. Это был маг, волшебник и кудесник, ведомый своими фокусами.
Уровень С.
- Вспомните схему и выполните целый синтаксический разряд совет (Знаки препинания не проставлены):
В горшках растут пахучие цветы розы лилии герань.
пегас испугалась и мгновенно побежала вперед.
II Вариант
Уровень А.
1.Побудительными между данных предложений являются следующие:
А. Липким запахом веет полынь.
Б. посреди небом и землей песнь раздается.
В. А были, дедушка, около вас медали с орденами?
Г. Расскажи мне, няня, про ваши старые года.
Д. Не бросай друга в несчастье.
2. Укажите распрастраненные предложения:
А. Жили-были дед конечно баба.
Б. Здравствуй, выше- удаленный неизвестный друг.
В. Посмотришь мультфильм и обрадуешься.
Г. Кот услыхал, прибежал, спас петушка….
3. Найдите предложение, в котором потреблять определение:
А. после полчаса безжалостный высунул из травы нос.
Б. бог высокое и чистое.
В. Мороженое было вкусным.
Г. Поля ожили от зимнего снега.
4. Найдите предложение, в котором сказуемое выражено именем прилагательным:
А. Снегирь – пухленькая красногрудая птичка..
Б. злой как вкопанный на задние лапки.
В. Дневной огонь сменился вечерней прохладой.
Г. Свежа распустившаяся роза!
Уровень Б.
1. В предложении Весной вновь запели соловьи о верности, о дружбе, о любви однородными членами являются:
А. подлежащие
Б. сказуемые
В. дополнения
Г. определения
Д. обстоятельства
2. В каких предложениях надлежит поставить тире среди подлежащим и сказуемым. Объяснить почему:
А. Друзья познаются в беде.
Б. поговорка мудрость народа.
В. Июль вершина лета.
Г. Цыплят по осени считают.
3. Составьте с каждым из предложенных слов по вдвоем совет так, что бы в одном данное название было подлежащим, а в другом — обращением:
Весна, сестрёнка, ветер, малыш.
4. Заполните таблицу, разобрав следующие предложения:
А. Над цветами кружились пчелы.
Б. Порхали птички около старых елей, громко пели свои весенние песни.
В. Серёжа, твой поплавок впопыхах утонул.
Предложение |
Основа предложения |
Второстепенные члены |
Однородные члены |
Обращение |
А. |
|
|
|
|
Б. |
|
|
|
|
В. |
|
|
|
|
Уровень С.
- Вспомните схему и выполните подробный синтаксический разряд совет (Знаки препинания не проставлены):
Вода устала напевать устала капать блистать течь и переливаться.
Снег соглашаться и всё в смятенье убелённый пешеход удивленные растенья перекрёстка поворот.
- Запишите предложение. Найдите и обозначьте графически известные орфограммы. Подчеркните в предложении подлежащее, сказуемое и обстоятельства места:
Ночью и днем таскает еж себе в нору душистые сухие листочки.
5. Индивидуальное домашнее задание.
На «5» Напиши 5-6 предложений по теме «Поздняя осень», используя однородные члены предложения, совет с обращением и совет с обобщающими словами. Выполнить обильный синтаксический испытание по схеме.
На «4» — Придумай и напиши три предложения: с постановкой тире посреди подлежащим и сказуемым, с предложением обстоятельства способа действия и предложением с обобщающим словом. Выполнить обильный синтаксический разряд по схеме.
Саврандеева Лейсан Фаисовна, педагог русского языка и литературы,
МБОУ «Татарская гимназия №17 имени Г. Ибрагимова» г. Казани Республики Татарстан
leysav@bk.ru