Глаголы в прошедшем времени
Учебник: УМК «Планета знаний». Русский язык. Л. Я. Желтовская
Цели урока:
— вторить знания о существенных признаках глагола;
— неприятность детей к выводу как изменяется глагол;
— актуализация сведений о формах времени глаголов, о признаках глаголов в прошедшем времени;
— продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;
— воспитывать уважение к слову как лексической единице речи, возращать мания к родному языку;
— вырастить взаимопонимание, товарищество.
Учебник: УМК «Планета знаний». Русский язык. Л. Я. Желтовская
Цели урока:
— пародировать знания о существенных признаках глагола;
— неприятность детей к выводу как изменяется глагол;
— актуализация сведений о формах времени глаголов, о признаках глаголов в прошедшем времени;
— продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;
— воспитывать уважение к слову как лексической единице речи, вспоить благорасположение к родному языку;
— возращать взаимопонимание, товарищество.
№ |
Вид работы |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность |
1 |
Объяснение темы |
2 |
Объявление темы, настрой на работу, |
Определяют цель, выбирают оценку |
2 |
Изучение нового материала |
30 |
Помогает ученикам, направляет |
Самостоятельно изучают тему |
3 |
Семинар |
5 |
Проводит семинар по вопросам |
Отвечают на вопросы, делают выводы |
4 |
Рефлексия |
3 |
Проверяет целеполагание, дает домашнее задание |
Соотносят поставленную мишень с результатом работы |
Ход урока
Что бес меня предметы?
чуть названья.
А я приду –
Всё в шаг придет.
Летит ракета.
человеки строят зданья.
Цветут сады.
И пища в полях растёт.
— как вы думаете, о какой части речи пойдёт совещание ныне на уроке?
— Верно, теперь мы поговорим о глаголе, узнаем о нём пропасть нового.
— В чём ум этого стихотворения? Для чего нуждаться знать, как правильно употреблять, образовывать и вносить глаголы?
Вывод: по частоте употребления в нашей речи речь занимает второе промежуток опосля существительного. по-этому образованному человеку обязательно нужно туча точно знать о глаголе, правильно его пользоваться и не причинять ошибок в его написании.
Перед вами на столах чета листочка: на одном листочке отвлеченный материал, с которым вы будете работать, а на другом листочке вопросы трех уровней: блок А – вопросы на ведение материала, на оценку «3», блок Б – вопросы на размышление с неоднозначным ответом, на оценку «4» блок В – творческая работа, на оценку «5». Подпишите свои работы и в уголке поставьте отметку, которую хотели бы получить зa урок. Итак, приступили к работе. около вас в распоряжении 30 минут. Будьте внимательными, успехов вам.
— Но для начала соберём уже известную информацию о глаголе. Я предлагаю вам игру «Блиц – опрос»
1. речь – это рацион … (речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что поступать что сделать?)
2. Глаголы изменяются по ….. (временам)
3. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. ( -ть-, -ти-, -чь-)
4. На какую форму глагола наводит суффикс -л-? (на форму глаголов прошедшего времени)
5. Какие опять суффиксы глаголов вы знаете? (-а-, -я-, — и-, -ы-, -о-)
Семинар:
1.Прошедшее время глагола образуется от ___________ при помощи__________ и родовых __________ и окончания __ во________________числе.
2.Суффиксы -л- и -ть- служат для образования ______________________ и называются ___________________.
3.В прошедшем времени накануне суффиксом -л- пишется та же буква, что и в ______________ .
Релаксация: Давайте подведем итоги нашего урока. Посмотрите на таблицу. около всех совпали ваши отметки с полученными зa урок?
Молодцы. Вы необыкновенно причинность поработали. благодарность зa урок.
Задание на дом: в тетрадях на печатной основе выполнить работа № 1, 2, 3 на странице 19.
Блок А
Выберите верное утверждение
Глагол – это В предложении речь бывает
знание болтовня Чаще только сказуемым
участник совет Второстепенным членом
дробь речи Подлежащим
Глагол обозначает Глаголы изменяются
выделка предмета Только по числам
знак предмета Только по временам
имя предмета По временам, по лицам, по числам.
Блок Б
Образуй от глагола неопределенной формы речь прошедшего времени.
Выдели в глаголах основу и формообразующие суффиксы:
оценивать — ставил, вдохнуть — …, решить — …., обмениваться мыслями — …, растить — …, блистать — …, якшаться — …, изъявлять благодарность — …., ждать — … .
Блок В
Выделите формообразующие суффиксы во всех глаголах. Подчеркните буквы, стоящие накануне ними. Что заметили?
думать — мыслил, есть — кушал, заклеить — заклеил.
В прошедшем времени пред суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределённой форме (посеять – посеял)
Алгоритм
написания буквы до суффиксом -л-
в глаголах прошедшего времени.
1. Поставь речь в неопределённую форму.
2. Напиши в глаголе прошедшего времени пред суффиксом -л- ту же букву, что и в инфинитиве до суффиксом -ть-.
1.Задание на закрепление изученного.
Пример: МЫСЛ?Л — МЫСЛИТЬ — МЫСЛИЛ
пола_? ла — … — … увид ?л — …. — … брос?ли — … — …
выдерж?л — … — … высуш?ла — … — … вытерп?ла — … — …
выглад?ли — … — … замяук?ли — … — … советов?л — … — …
плак?ло — … — … сып?ло — … — … готов?ло — … — …
2. Составь предложения. Подбери нужные глаголы в прошедшем времени.
Листья, деревьев, с, осенью.
Ребята, лыжах, на, лесу, по.
Ученики четвертого класса, музей, в, экскурсию, на.
Прошедшее время показывает, что акт происходило до момента встречи.
Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс -л-(говорил, смотрел- с суффиксом л)
Прошедшее время образуется от инфинитива при помощи суффикса -л- и родовых окончаний, а да окончания – и во множественном числе.
«Образование глаголов прошедшего времени».
двигаться – ть + л = ходил
В прошедшем времени глаголы изменяются по числам, а в единственном числе — по родам.
Суффиксы, которые образуют название называются словообразующими, а суффиксы, которые образуют форму – формообразующими.
Суффиксы -ть- и -л- не входят в основу слова, да как они не служат для образования новых слов. при подстановке этих суффиксов меняется фасон слова. Докажем: (Неопределённая характер глагола ходи+ть изменилась в форму прошедшего времени ходи+л).
Вывод: чаще только основы в неопределённой форме и в прошедшем времени совпадают: ходи + ть, ходи + л .
Основой болтовня называется дробь болтовня бес окончания либо формообразующего суффикса (говор-ит, говори-ть, говори-л)
Матвеева Светлана Глебовна
МБОУ Лицей № 52. Уфа
svetlinia@mail.ru